Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Об учреждении

 История Дятловичской школы неразрывно связана с историей деревни Дятловичи. Но не так давно она называлась Дятеловичи.

     Первое документальное упоминание о селе Дятеловичи относится к 1566, когда он стал владением шляхтича Павла Подаревского. В 1578, 1580, 1581 гг. Дятеловичи - двор-центр имения Николая Павловича Подаревского. В 1599 г.Дятеловичи-городок Новогрудского уезда, собственность Анны Николаевны Подаревской, ее мужа и ее дяди. Но Дятеловичи купил Якуб Кунцевич. А в 1618 Кунцевичи продали Дятеловичи и Лунинец Константину Богдановичу Долмату.У Константина Долмат не было детей и он записывает свои имения Дятеловичи, Мелесницу и Лунинец на Дятеловичскую Преображенскую церковь:Движимый благочестивой  ревностью о поддержании православия , преследуемого возникшей тогда унией .” Для таго, каб Кіева-Печорскія манахі заснавалі тут манастыр і каб ен заўседы быў у паслушэнстве Канстанцінопальскаму патрыярху і кіеўскаму мітрапаліту . Ен жа пастанавіў : “чтобы из доходов оного монастыря всегда содержимо было по 12 моствующих , по 12 вдов и 12 сирот , коих последних и обучать ”.
Открытие первой школы в деревне
     Из истории ВКЛ и Речи Посполитой известно о школах, которые открывались при монастырях и церквях, особенно с образованием братств. И исследование Л.Колосава "Неизвестный монастырь" это подтверждает, что во времена монастыря в м селе Дятеловичи существовала школа - монастырская. В которой учились сироты-мальчики, числом двенадцать. Учителя были конечно монахи. Л. Колосов утверждает, что в монастыре была богатая библиотека, переплетная, иконописныя мастерские, госпиталь, где получали помощь не только местные больные, но и "все нищие и убогие находили здесь тепло и уголь."
     И из выше сказанного следует, что и воспитательный процесс здесь был на высоте.
     Но шло время.  государство ослабло и ее поделили мощные соседи. С 1793 г.  Дятеловичи в составе Российской империи. А самый богатый и престижный монастырь Северо-Западного края почему-то обеднел и в 1855 г. был закрыт.
      Дятеловичи и село Лунинец еще в 1848 г. были выведены из владений монастыря и получили статус сел казенных, государственных.
     О школе в эти годы (1848-1860) пока не имеем сведений.
     Но из истории известно, что в 1860-90 гг. XIX в. основными типами школ системы начального образования являлись народные училища, церковно-приходские школы и школы грамоты. Народные училища на Лунинетчине начали создаваться в 60-е гг. XIX в., После известного указа 1862 об открытии начальных народных училищ в западных губерниях. Правительство предполагало, что народные училища станут более высококачественной степенью народного просвещения и будут больше соответствовать политике русификации, которая проводилась в м крае.
    Училишча были одноклассные и двухклассные. Срок обучения в одноклассном-3 года, в двухклассном - 5 лет. В поселках и городах были открыты двухклассные училища, в селах одноклассные. В  Дятеловичах и в Лунинце народные училища были открыты в середине 60-х гг. XIX в. Пока что судьба этих двух сел похожа.
Программы для народных училищ были составлены лишь в 1871 году. Работали эти училища по временным правилам для Западных губерний. Эти временные правила никаких сведений об истории родного края, отечественном языке, о белорусах не содержали.
   Дети должны были изучать: закон Божий, церковно-славянский язык, русский язык, арифметику, чистописание и пение.
    А с 1874 вся начальная школа Северо-Западного края отдавалась под контроль православного духовенства. В июне 1873 епископ Минский и Бобруйский Александр инспекцировал приходы Минской епархии, посетил Лунинецкую церковь, отслужил молебен, осмотрел все постройки и провел нечто вроде экзамена по знанию закона Божия для учеников народного училища. Думаю, что и  церковь и училище не избежали инспекции.
   В апреле 1873 г. при  Преображенской церкви создано приходское попечительство, членами которого были избраны крестьяне Мирон Конопацкий, Алексей Жук, Каким Конопацкий, Афанасий Носкович, Стефан Коцуба, Лонгин Новицкий, Лука Левшиц.
   Одной из задач этого совета - наем помещения для школы, так как специальных школьных построек не было. Располагалась школа в наемных помещениях, крестьянских хатах. Из сказаний местных старожилов следует, что "школа в  Дятеловичах существовала с древних времен. Нанималась половина самого большого дома в деревне. Учебный год начинался 1 сентября и заканчивался 1 мая. Это согласно инструкции от 1871 года. А на самом деле обучение начиналось значительно позже на месяц и более. Ведь хозяйство не отпускало детей, надо было помогать родителям. Но какое-то время  народное училище не работало. Причины могли быть разные.
   Районная газета "Ленинский путь" от 28 мая 1987 опубликовала историческую справку о состоянии народной школы района в XIX в. Этот номер сообщал следующее: "В Дятеловичском приходе (568 мужского и 600 женского пола) имеется смешанная церковно-приходская школа, открытая в 1884 г. Школа помещается в наемной, неудобной квартире. Обучением в школе занимается священник Д. Новицкий, ему помогает вольнонаемный учитель, окончивший курс двухлетнего училище, крестьянин В. Шиш, за свою работу он получает плату в год 40 рублей. Учащихся в школе-23 мальчика. "
И так, школа вновь продолжила работу.
    Накануне I мировой войны начальные школы Северо-Западного края входят в сеть государственного образования. Положение улучшилось. Но во время I мировой войны школа опять не работает в 1916-1917гг. Потом немецкая оккупация, советско-польская война, опять школа не работает. И так до 1921года.
Польская школа
    В 1921 г. наш край (Западная Беларусь) отошел к Польше по Рижскому мирному договору. Поляки не откладывая на потом, сразу взялись за дело. Уже в 1921 в деревне Дятловичи и соседней - Боровцы, работали польские школы.  Западную Беларусь поляки называли "восточными креслами" и целенаправленно проводили политику полонизации - ополячивания.
     Школа была семилетняя, поляки взялись за дело всерьез. Предметов было много и все преподавались на польском языке. Говорить на местном языке запрещалось даже на перемене. И каждый ученик даже спросонья должен был знать:
“Хто ты естэсь? – поляк малы.
Які знак твой ? – ожэл бялы,
Дзе ты мешкаш? – у польскай зімі.
А мендзы кім? – мендзы свімі,
Мендзы намі – полякамі”
Школа в военные годы
       Польская школа просуществовала до сентября 1939 г. А в сентябре 1939 г. пришли Советы и с 1940 г. в Дятловичах стала работать советская школа. Преподавание велось на белорусском языке. Школа просуществовала недолго, так как 22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на СССР.
    И вновь наш край -  театр военных действий. Пришли немцы и закрыли советскую школу, но с 1942 г. начала работать школа, открытая немцами. Так, в Дятловичах, как и по всей Беларуси, оккупанты открыли школу. Немцы  обучали  детей на свою руку.
    С одной стороны оккупанты праводили карательные операции за связь с партизанами, а с другой - заигрывали с местным населением, подчеркивая, что они ведут войну против коммунистов и евреев. Поэтому и преподавание велось на белорусском языке. В этой школе обучали белорусскому чтению, белорусскому письма, счету. Советские и польские книги были уничтожены, учебники тоже запрещены, учились сначала по газетам (немецких), а потом привезли учебники на белорусском языке.
    Учительницей во времена немецкой оккупации была Лилия Пъентковская. Но детей в школе было мало. С хуторов и из дальних концов села дети не ходили - боялись. Немцы контролировали посещение школы.
Советская школа
    После изгнания немцев, сразу же в 1944 - 1945 учебном году начала работать советская школа, так требовал политический момент. Это была семилетка. Первым послевоенным директором был Мирошников Александр Григорьевич.
     К середине 50-х гг. помещения школьного хватало (здание построено поляками в 1934году). Но мирное десятилетие положительно сказалось на росте населения, разрослась деревня и школьного помещения стало не хватать. Под школу пошел и дом батюшки. Дети это здание так и называли "Попова школа".
     Перед руководством района стала задача-построить в деревне Дятловичи современное (того времени) здание школы.
     А в народном образовании шли реформа за реформой.
      С 1961 года школа уже - восьмилетка. А чтобы получить среднее образование  молодежь ходила за 8 км. в с. Бостынь.
      С 1965 года  школа уже средняя!
     А в 1971 году состоялось торжественное открытие нового здания Дятловичской средней школы по типовому объекту.
Год 2007 - 2008. Вместе с деревней Дятловичи школа начинает обновляться, благодаря Президентской программе по развитию села. Работа закипела с первых дней нового учебного года.
История школы на этом не заканчивается. Будем надеяться, что наши потомки будут беречь в памяти эту историю и продолжать писать свою.

На 2023/2024 учебный год следует определить основополагающей целью работы школы совершенствование системы управления образовательным процессом и обеспечение стабильных результатов учебной деятельности на основе эффективного использования информационно-коммуникативных технологий, индивидуализации обучения, а также формирование гражданской и социальной позиции личности школьника,  посредством активизации идеологической и воспитательной работы участников образовательного процесса.

Для реализации поставленных целей необходимо:

-  совершенствовать профессиональные компетенции педагогических работников через активизацию деловой инициативы, предприимчивости, творческого подхода к делу;

- создавать условия для успешной самореализации учащихся с разными образовательными возможностями посредством применения индивидуального подхода в обучении и воспитании;

- приобщать  школьников к учебно-исследовательской деятельности и содействовать профессиональной ориентации путём формирования общеучебных и специальных умений и навыков, развития интеллектуальных умений;

- продолжить работу по становлению гражданско-патриотических идеалов школьников через повышение уровня информационно-просветительской деятельности, всестороннее использование воспитательного и идеологического пространства Республики Беларусь;

 - развивать творческий потенциал и лидерские качества учащихся через комплексную поддержку значимых инициатив участников образовательного процесса и активизацию деятельности детских общественных объединений школы;

- повысить качество социально-педагогического и психологического сопровождения всех участников образовательного процесса;

- организовать системную работу по формированию валеологических компетенций учащихся, обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Прогнозируемые результаты

1.      Качество знаний -     64%;СОУ  - 63%; средний балл - 6,7       

2.      Поступление в ВУЗ и ССНУ - 55%;

3.      Снижение заболеваний школьников (1 группа здоровья) -45%

4.      Уровень воспитанности - 2,5;

5.      Отсутствие правонарушений и преступлений

6.      Снижение количества учащихся занимающихся на низком уровне до 1,5%

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ

1. Общая   характеристика школы

-      Государственное учреждение образования "Дятловичска средняя школа"

Школа введена в эксплуатацию в 1970

-      Общая площадь земли – 

Адрес школы:

Лунинецкий район, аг. Дятловичи, ул. Коммунистическая д. 8.

-         Электронный адрес - dtl@luninec.edu.by ,

Телефоны:

(801647)92-2-42 – директор

6-31-69 - факс

2.Материально-техническая база:

Трехэтажное здание школы построенное в 1970 году.

25 учебных кабинета из них 6 для начальных классов.

Для организации образовательного процесса в школе созданы и работают учебные кабинеты:

в начальной школе - 6 кабинетов, 1 кабинета информатики;

в средней - 17 кабинетов.

В наличии имеются мастерские: на 10 рабочих мест

Работает кабинет обслуживающего труда (на 20 места), оснащенный швейными машинами (15 штук).

Спортивная база состоит из двух спортивных залов (площадь 148,6 и 84 м2), стадиона и спортивных площадок.

Имеется библиотека

Библиотечный фонд (всего экз. на 01.09.2022 г.)

       Из них:

- основной фонд 2403,

- фонд учебных изданий 27045.

2.2. Фонд периодических изданий

- количество названий по подписке 11.

Имеется 1 кабинета информатики, в которых работает 10  компьютеров.

3. Численность обучающихся – 296

     1 ступень обучения (1-4 классы) – 91

     2 ступень обучения (5-9 классы) – 159

     3 ступень обучения (10, 11 классы) – 30

4. Количество классов:

1 –х классов – 1

2 – х классов – 2

3 – х классов – 1

4 – х классов - 1

5 – х классов – 2

6 –х классов – 2

7 – х классов – 2

8 – х классов - 2

9 – х классов – 2

10 – х классов– 1

11 - е классы -   1

-           1-4 классы - 5 классов, со средней наполняемостью 15 человек.

В них занимаются - 44 девочек, 47 мальчиков.

-     5-9 классы – 10 классов, со средней наполняемостью 20 человек.

В них занимаются - 73 девочка, 86 мальчиков.

-                 10 – 11 классы – 2 класса, со средней наполняемостью 16 человек, в них занимаются 10 девочек и 19 мальчиков.

5. Характеристика педагогического коллектива школы.

 

Администрация школы:

-                 Бовкунович А.В. - директор, образование высшее, учитель 1-ой категории, педагогический стаж – 28лет;  

-                 Молчан И.М.   – заместитель директора по учебной работе, образование высшее, учитель 1-ой категории, педагогический стаж – 31 года;

-                 Кохович М. П. – заместитель директора по воспитательной работе, образование высшее, учитель 1-ой категории, педагогический стаж - 13 лет;

-                Кипцевич Г.М. - зместитель директора по учебной работе в начальных классах, образование высшее, учитель 1-ой категории, педагогический стаж - 37 лет.

Количество основных работников – 66 человек.

Всего педагогических работников: 43 человека + 1 библиотекарь (основные работники и заменяющие социальный отпуск по уходу за ребёнком до 3 лет-1)

Всего в педагогическом коллективе – 43 человек

Из них имеют:

-            Высшее образование                 38      (88,4 %)

-            Среднее – специальное               5      (11,6  %)

-            Среднее                                        0     

Высшую категорию имеют              17      (39,5 %)

1 категорию                                      23      (53,5 %)

2 категорию                                      3        (7 %)

б/к                                                     0        (0%)

Педагогический стаж:

5 лет - 2 человек (4,6%)

10 лет – 9 человек (20,9%)

15 лет - 5 человек (11,6%)

20 лет - 7 человек (16,3%)

25 лет и выше – 20 человека (46,5%)

В количестве:

Женщин –38

Мужчин - 5  

6.Режим  работы  школы:

  • шестидневная – 1-11 классах
  • занятия с 9.00.

 

 

Разделы сайта