Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Готова ли речь к школе?

Готова ли речь к школе?
 
Несколько предостережений родителям, заботящимся о развитии
речи ребёнка
С первых школьных дней к речи ребенка достаточно высокие тре­бования предъявят и сверстники, и учитель, и сама учебная программа.
Поэтому родители поступают совершенно правильно, уделяя особое внимание тому, что в науке называют речевой готовностью к школе. Понятно, надо в каких-то случаях и к специалистам обратиться: к логопеду (если от недостатков произношения не удалось избавиться), к дефектологу, невропатологу, психологу (если очевидно, что у ребенка плохо связанная речь); важно также вовремя обнаружить и скорректировать недостатки слуха и зрения — ведь они также сказываются на речи, на овладении чтением.
Рецептов на все случаи дать нельзя. Здесь же мы хотим высказать не­которые предостережения родителям насчет ошибок, в которые легко впасть в справедливых заботах о развитии речи ребенка.
1. He превращайте разговоры с детьми, слушание и чтение книжек в скучные уроки, не пытайтесь излишне организовывать процесс чтения. Во-первых, признайтесь: вы сами знаете ли твердо, какой именно должна быть организация чтения ребенка? Во-вторых, чтение только тогда принесет ребенку пользу, когда оно ему не навязано, самостоятельно, когда оно подкреплено его собственными (пока еще большей частью имггульсивными) желаниями и побуждениями.
 
2. Не надо постоянно поправлять ребенка. Замечания, постоянные по­правки не приводят к положительному эффекту, вызывают у ребенка лишь обиду и чувство унижения. Делая очередное замечание, выражая свое недовольство, вы «по камешку, по кирпичику» добавляете в ту печальную копилку, где в детской памяти хранится все, что взрослые сделали неприятного.
Исправление детской речи — дело не простое и требует специалиста. Мы же, взрослые, часто уподобляемся сверстнику ребенка, который учит его говорить: «Не говори «сыска», а говори «фыфка» (имеется в виду «шишка» из рассказа В. Драгунского).
Куда полезнее в присутствии ребенка самим постоянно демонстриро­вать красивую, содержательную и развернутую речь, а не ограничиваться, как это часто бывает в семье, междометиями. Любовь к сказке, красоте порождается артистической речью и сама ее в свою очередь развивает.
 
3. Не ожидайте от ребенка развернутой, последовательной и безуко­ризненно звучащей речи на манер если не Цицерона, то хотя бы телевизионного ведущего. Всему свое время;
главное, чтобы он научился слышать себя и других так, чтобы различать не один смысл, но и «краски», эмоции, оттенки.
 
4 . «Разговоры» с ребенком должны быть не за счет сокращения общей двигательной его активности. Полезнее сочетать развитие мышечной активности ребенка, игры, физкультуру, да даже и просто «возню» — с речевыми командами, речевым сопровождением. Для формирования самостоятельности ребенка нужно специально поработать над тем, чтобы речевое (опосредствованное) управление стало необходимым для его действий.
Ситуация тут не такая простая. С одной стороны, речь может формироваться как инструмент организации движений и игр, с другой — речь может тормозить движение, сдерживать его, отвлекать ребенка от исполнительной двигательной активности. Движение, действие могут сковывать речь ребенка, притормаживать ее ди­намику, подчинять «разговоры» ритму движения. Так нередко получается: либо слушать, либо действовать; и стоит попросить ребенка рассказывать попутно, что он делает (например, в игре), как действие «застывает»...
 
5 Не обвиняйте ребенка в непонимании, а уж тем более в нежелании прислушиваться к вашим замечаниям. Просто, нам, взрослым, порою недоступна логика понимания ребенка и ее особенности. Малыш способен научиться понимать человеческую речь только при том условии, если слышит ее обращенной к нему. Позднее ребенок в ролевых играх, в общении со сверстниками и взрослыми учится не только понимать обращенную к нему речь, но и подчинять свое" поведение речевым указаниям. Причём (это было установлено психологами) сначала он учится с помощью речи управлять поведением другого человека; и только после этого научается подчинять свое поведение речевой команде другого. Об этом неплохо бы помнить взрослым в общении с ребенком. Иными словами, только демонстрируя ребенку собственное правильное исполнение его команд, постепенно обучая его правильному формулированию просьб, требований, оценок — мы можем помочь ребенку научиться управлять собственными действиями и поступками, а позднее и собственными желаниями.
Понимать дети учатся раньше, чем становятся способны говорить что-то, но, опять же, это понимание сводится скорее к слушанию речи взрослого и сверстников, чем к подчинению своего поведения тому, что понято. На первых порах позиция ребенка, если можно так сказать, скорее созерцательная, чем активная. На предшкольном этапе мышление и речь ребенка эгоцентричны и для него они больше средство управления поведением других людей, чем своим собственным. Поэтому и в речи ребенка сначала появляются «команды» типа: «Папочка, запомни!», «Мамочка, ты же обещала!», «Делайте как я, ну почему же у вас ничего не получается? Все не так!» (хотя, казалось бы, взрослые повторяют в точности все, что показывает или говорит ребенок). И пройдет немало времени, пока в речи ребенка появятся формулировки: «Как бы не забыть!» «Нужно запомнить!» «Нужно посмотреть, где прячется ли тот, кого мы ищем!»
6. Не упрекайте ребенка в неумении управлять своим настроением,
своим отношением к другим людям, и в «несдержанности», с
которой это неумение часто воплощается в его речи
. Вы не
однажды столкнетесь с тем, что горячность либо «плаксивость» речи ребенка не всегда соответствуют значимости отраженных в ней событий, что речь подчиняется необъяснимым колебаниям детских чувств. Когда родители и воспитатели уже научились быть «зеркалом эмоций» ребенка, научились помогать ему «воплощать их в слове» (и одновременно показывать, что его чувства для вас не безразличны), ему уже значительно легче будет справляться с отрицательными переживаниями и более тонко подходить к анализу человеческих отношений. Он сможет уже видеть не только собственные обиды, но и реальный смысл высказываний других людей.
Крайне важны ребенку не только переживания, которые он испытывает в отношениях с людьми и во время чтения или слушания книжек, но и ваши переживания. Лишь они, да еще контакты со сверстниками помогут развиться у него сопереживанию, без которого невозможно восприятие красоты мира, красоты человеческих отношений. Поэтому, если собственные заботы гнетут вас, если волнение прижавшегося к вам ребенка не передается вам, если книжка вас оставляет равно душным (у вас не навертываются слезы на глаза при трагических обстоятельствах, вам не хочется радоваться с героями книжки их удаче) — лучше предоставьте чтение кому-то другому или самому ребенку. Пользы будет больше, чем от всех ваших героических усилий.
Не мешайте ребенку читать сказки и другие, с точки зрения взрослого. Ненужные или «слишком детские» книжки. Мы, взрослые, редко задумываемся над тем, какой школой высокой нравственности, правильного языка и правильного мышления являются для ребенка те книжки, на которые мы порою смотрим так скептически.
 
7. Развивая способности своего ребенка, в том числе и речь, не про-
дуйте довести их до совершенства «в исторически короткий срок».
Это особенно относится к родителям, которые «все силы отдают»
развитию ребенка.
Речь даже очень талантливых людей несвободна от того, что стилист мог бы назвать дефектами: запинок, недомолвок, ошибок. Научитесь относиться к ним как явлению закономерному и у развивающегося, активного ребенка. Сам факт ошибки — не основание для порицания или наказания. Вполне достаточно, чтобы ребенок заметил свою ошибку. 

Разделы сайта