Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Как работать с книгой


Памятка: как работать с книгой

1.    Понять, как построена книга, её структуру.
2.    Отобрать самое важное, основное из содержания книги.
3.    Работу с книгой желательно строить в три этапа:

- первоначальное прочтение всего текста с цель ознакомления с ним;

- второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;

- третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.

Памятка учащемуся
1.    При чтении не пропускай ни одного слова, которое тебе непонятно.
2.    Если перестал понимать смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной непонимания бывают, как правило, иностранные слова, термины. В таком случае обращайтесь к словарям (см. список литературы).
3.    Составление терминологического словаря, работа над основными понятиями также поможет в освоении материала.
4.    Научись самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации.
5.    Научись пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.
6.    Особое внимание обрати на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.
7.    Научись анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.
8.    Научись вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.
9.    Добейся чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким образом кратко конспектируй.
10.    Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести логическую проработку
материала по ходу чтения и при этом составлять логические цепочки (схемы).
11.    Побольше работай с карандашом в руке, делай записи, схемы и т. д. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию.
Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.

          В общем виде формула работы такова:

1. прочитал         2. проанализировал         3. осмыслил

  •     Читай внимательно, вдумчиво.
        При анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.

Виды чтения
1.    Чтение просмотр.
2.    Выборочное чтение.
3.    Сканирование - быстрый просмотр текста с целью найти нужную дату, фамилию, название, т.д.
4.    Быстрое чтение (от 500 и более слов в минуту). Специальная подготовка.
5.    Углубленное чтение, аналитическое, комментированное.

Рациональное чтение.
Рационализировать чтение означает ликвидацию потерянного времени на бессистемное чтение и пустую трату средств. Можно путём целенаправленного, селективного (отобранного) чтения сэкономить массу времени.

Рациональное чтение предполагает прежде всего определение того надо ли этот материал читать вообще, если да, то в каком объёме. 
1.    При просмотре и чтении надо думать о том, какую информацию мы хотим из него получить;
2.    Надо просмотреть название глав и разделов, пробежать глазами краткое содержание, а также предисловие и введение.
3.    Выяснить, что бы мы хотели прочитать более интенсивно.
4.    Не задерживаться на примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом
5.    Следовать смысловому содержанию и идее текста, а не словам.
6.    Отыскивать всевозможные выделения и таблицы.

Читать можно быстрее, если избавляться от отвлекающих факторов, и совершенствуя методику чтения.
Необходимо привыкнуть к тому, что важные тексты нужно не только читать, но и обрабатывать после чтения. Желательно разработать свою систему маркировок и делать пометки, указывающие на важность или качество того или иного абзаца.
Можно выписывать важные идеи и мысли, но лишь самое важное и в кратчайшей форме.

Метод SQ 3R является методом 5-ти ступеней, которые предусматривают: 
1.    Обзор. Надо узнать какую информацию несёт книга в целом.
2.    Постановка вопросов. Это критическое чтение.
3.    Чтение. Целевое и концентрированное восприятие.
4.    Обобщение. Необходимо удостовериться, что материал усвоен.
5.    Повторение. Завершающее повторение служит сведению в единое целое отдельных результатов, полученных в ходе проработки текста

Приемы работы с текстами:                                                                                   

чтение и анализ:

- выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;

- комментированное чтение;

- коллективный разбор текста;

- обобщение фактического и теоретического материала в целях - конкретизации изучаемых общественных явлений;

- выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;

-анализ аргументации авторов;

- нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;

- формулирование обобщенных выводов;

- самостоятельная постановка вопросов к тексту;

- выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;

- составление текстовых, сравнительно - обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно – логического, тематического), тезисов, конспекта, подготовка небольших сообщений, рефератов и т.д.

 

Разделы сайта